При поддержке врачебного сообщества
мы делимся с Вами полезной информацией и материалами
о реабилитации и профилактике повторного инсульта

Поиск
Close this search box.
Поиск

Восстановление памяти, внимания и речи после инсульта

Оглавление

Когнитивная реабилитация

Во многих случаях инсульт сопровождается появлением так называемых когнитивных расстройств — проблем с памятью, вниманием, мышлением. По разным данным, в первые три месяца эти проблемы наблюдаются у 30–70% больных, а к концу первого года — у 10–30%. Приблизительно у каждого третьего пациента отмечают нарушения речи (афазии).

К сожалению, этим нарушениям уделяется меньше внимания, чем двигательным расстройствам, хотя они в существенной мере влияют на успешность реабилитации и на качество жизни пациента. Постинсультные когнитивные нарушения ухудшают прогноз, повышают смертность и риск повторного инсульта в три раза, а также сказываются на темпах восстановления. У больных старше 60 лет риск возникновения деменции (утраты навыков самообслуживания) в первые три месяца после инсульта в девять раз выше, чем у здоровых сверстников.

Важно знать, что когнитивные нарушения, связанные с перенесенным инсультом, могут возникать в разные периоды времени: и сразу, в первые часы, и через некоторое время. Поэтому в первые месяцы восстановительного периода необходимо обращать внимание на когнитивный статус пациента и заниматься не только восстановлением привычных для больного движений — физической реабилитацией, но и реабилитацией когнитивной (тренировка мыслительных действий, разгадывание кроссвордов, решение судоку и т.п.).

Если после инсульта у пациента появляются эпизоды спутанности сознания, галлюцинации, заметно снижение интереса к происходящему (больной замыкается в себе, перестает заботиться о внешнем виде, пренебрегает гигиеной), в его ожиданиях преобладает пессимизм, если пациент не может удерживать в памяти информацию о текущих событиях (отдаленные воспоминания могут сохраняться), если он ведет себя неадекватно, сам не осознавая этого, многократно повторяет либо собственные слова и действия, либо слова и действия окружающих, то это должно стать сигналом для обращения к врачу, специализирующемуся на когнитивных расстройствах. Попробуйте узнать, нет ли в вашем городе «центра (лаборатории) памяти».

 Проблемами деменции занимается невролог или психиатр.

Обычно в этой ситуации врач назначает антидементные лекарства. Своевременно начатое лечение позволит поддерживать у близкого вам человека как навыки ухода за собой, так и способность к общению с окружающими.

Среди нелекарственных методов когнитивной реабилитации важную роль может играть обогащение среды, в которой живет пациент. Благоприятным может быть оснащение его комнаты компьютером с подключением к интернету, игровой приставкой с набором игр, соответствующих его интересам: от шашек и шахмат до так называемых платформеров в духе Super Mario, ролевых игр или квестов. В ряде исследований ученые показали пользу от использования компьютерных игр и виртуальной реальности не только для восстановления движений, координации и равновесия, но и для восстановления контроля над вниманием, улучшения памяти. Кроме того, такие занятия позволяют увеличить время активного досуга.

Хорошие результаты дает ежедневное прослушивание музыки. Ученые доказали, что оно ускоряет восстановление когнитивных функций пациентов, перенесших инсульт. После двух месяцев прослушивания музыки, выбранной с учетом пожеланий пациентов, наблюдалось более заметное улучшение вербальной памяти, концентрации внимания и снижение симптомов депрессии по сравнению с группами, в которых не было организовано прослушивание музыки либо велось прослушивание аудиокниг.

Пока пациент восстанавливает свои навыки, можно использовать различные вспомогательные приемы: записи на самоклеящихся листках или «напоминалки» на мобильных устройствах.

Речевая реабилитация

Речевая реабилитация более длительна и продолжается до 2–3 лет. Основным методом коррекции речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма, которые проводят логопеды-афазиологи или нейропсихологи. Обычно начинают с коротких занятий (15–20 минут), во время которых восстанавливают понимание отдельных слов и называние отдельных предметов, правильное произнесение звуков. Далее продолжительность занятий может увеличиваться до 30–45 минут. У пациента развивают понимание целых фраз (в контексте и вне контекста), способность к диалогу и монологу.

Речевая реабилитация подкрепляется медикаментозной терапией с использованием противодементных препаратов, показавших свою эффективность в восстановлении речи.

ВАЖНО!

Информация, предоставленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет приём врача. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источники:

  1. Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых: Клинические рекомендации.
  2. Santamato A et al. Eur J Phys Rehabil Med. 2013;49:483–9.
  3. Kanovsky P et al. Front Neurol. 11:615706. DOI: https://doi.org/3389/fneur.2020.615706.
  4. Wissel J et al. Toxins. 2021;13: DOI: https://doi.org/10.3390/toxins13120887.
  5. Kanovsky P et al. J Rehabil Med. 2011;43:486–92.
  6. Wissel J et al. Neurology. 2017;88:1321–8.
  7. Lamb Y et al. Drugs. 2016;76:1373–9.
  8. Коваленко А.П. и др. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021;13(2):56–64.

Автор:
Доктор медицинских наук.
Шихкеримов Рафиз Каирович
Невролог