Когнитивная реабилитация
Во многих случаях инсульт сопровождается появлением так называемых когнитивных расстройств — проблем с памятью, вниманием, мышлением. По разным данным, в первые три месяца эти проблемы наблюдаются у 30–70% больных, а к концу первого года — у 10–30%. Приблизительно у каждого третьего пациента отмечают нарушения речи (афазии).
К сожалению, этим нарушениям уделяется меньше внимания, чем двигательным расстройствам, хотя они в существенной мере влияют на успешность реабилитации и на качество жизни пациента. Постинсультные когнитивные нарушения ухудшают прогноз, повышают смертность и риск повторного инсульта в три раза, а также сказываются на темпах восстановления. У больных старше 60 лет риск возникновения деменции (утраты навыков самообслуживания) в первые три месяца после инсульта в девять раз выше, чем у здоровых сверстников.
Важно знать, что когнитивные нарушения, связанные с перенесенным инсультом, могут возникать в разные периоды времени: и сразу, в первые часы, и через некоторое время. Поэтому в первые месяцы восстановительного периода необходимо обращать внимание на когнитивный статус пациента и заниматься не только восстановлением привычных для больного движений — физической реабилитацией, но и реабилитацией когнитивной (тренировка мыслительных действий, разгадывание кроссвордов, решение судоку и т.п.).
![](https://xn--80aaacsdtabb2adc1alpi2aeklu3d9iqc.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/01/image13.jpeg)
Если после инсульта у пациента появляются эпизоды спутанности сознания, галлюцинации, заметно снижение интереса к происходящему (больной замыкается в себе, перестает заботиться о внешнем виде, пренебрегает гигиеной), в его ожиданиях преобладает пессимизм, если пациент не может удерживать в памяти информацию о текущих событиях (отдаленные воспоминания могут сохраняться), если он ведет себя неадекватно, сам не осознавая этого, многократно повторяет либо собственные слова и действия, либо слова и действия окружающих, то это должно стать сигналом для обращения к врачу, специализирующемуся на когнитивных расстройствах. Попробуйте узнать, нет ли в вашем городе «центра (лаборатории) памяти».
Проблемами деменции занимается невролог или психиатр.
Обычно в этой ситуации врач назначает антидементные лекарства. Своевременно начатое лечение позволит поддерживать у близкого вам человека как навыки ухода за собой, так и способность к общению с окружающими.
Среди нелекарственных методов когнитивной реабилитации важную роль может играть обогащение среды, в которой живет пациент. Благоприятным может быть оснащение его комнаты компьютером с подключением к интернету, игровой приставкой с набором игр, соответствующих его интересам: от шашек и шахмат до так называемых платформеров в духе Super Mario, ролевых игр или квестов. В ряде исследований ученые показали пользу от использования компьютерных игр и виртуальной реальности не только для восстановления движений, координации и равновесия, но и для восстановления контроля над вниманием, улучшения памяти. Кроме того, такие занятия позволяют увеличить время активного досуга.
![](https://xn--80aaacsdtabb2adc1alpi2aeklu3d9iqc.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/01/image25.jpeg)
Хорошие результаты дает ежедневное прослушивание музыки. Ученые доказали, что оно ускоряет восстановление когнитивных функций пациентов, перенесших инсульт. После двух месяцев прослушивания музыки, выбранной с учетом пожеланий пациентов, наблюдалось более заметное улучшение вербальной памяти, концентрации внимания и снижение симптомов депрессии по сравнению с группами, в которых не было организовано прослушивание музыки либо велось прослушивание аудиокниг.
Пока пациент восстанавливает свои навыки, можно использовать различные вспомогательные приемы: записи на самоклеящихся листках или «напоминалки» на мобильных устройствах.
Речевая реабилитация
Речевая реабилитация более длительна и продолжается до 2–3 лет. Основным методом коррекции речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма, которые проводят логопеды-афазиологи или нейропсихологи. Обычно начинают с коротких занятий (15–20 минут), во время которых восстанавливают понимание отдельных слов и называние отдельных предметов, правильное произнесение звуков. Далее продолжительность занятий может увеличиваться до 30–45 минут. У пациента развивают понимание целых фраз (в контексте и вне контекста), способность к диалогу и монологу.
Речевая реабилитация подкрепляется медикаментозной терапией с использованием противодементных препаратов, показавших свою эффективность в восстановлении речи.
ВАЖНО!
Информация, предоставленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет приём врача. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Источники:
- Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых: Клинические рекомендации.
- Santamato A et al. Eur J Phys Rehabil Med. 2013;49:483–9.
- Kanovsky P et al. Front Neurol. 11:615706. DOI: https://doi.org/3389/fneur.2020.615706.
- Wissel J et al. Toxins. 2021;13: DOI: https://doi.org/10.3390/toxins13120887.
- Kanovsky P et al. J Rehabil Med. 2011;43:486–92.
- Wissel J et al. Neurology. 2017;88:1321–8.
- Lamb Y et al. Drugs. 2016;76:1373–9.
- Коваленко А.П. и др. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021;13(2):56–64.